Институт Открытия Способностей 

 

        

Вадим Мазаев

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ”: ОШИБКА ЭВОЛЮЦИИ?


“Человек разумный” появился в результате эволюции от менее организованных видов приматов. Грубо говоря, мы произошли от обезьяны. При этом в нас присутствует множество несовершенств. Некоторые философы и биологи вообще полагают, что человек является неким сбоем в процессе эволюции, ее ошибкой. Но если это так, трудно ожидать того, что существование в этом мире такого субъекта как человек будет счастливым и гармоничным.

Однако можно ли тезис о дисгармоничности человека внятно обосновать? Наиболее системное обоснование самой идеи о дисгармоничности человека я обнаружил в книге прославлнного русского биолога Ильи Мечникова “Этюды о природе человека” (М., 1908). В связи с этимя хотел бы минимально остановиться на его соображениях. 

Разумная обезьяна

Одна из идей Мечникова состояла в том, что человек появился как бы раньше законного срока вынашивания и сохранил в себе черты эмбриона обезьяны. Мечников в связи с этим писал о том, что зародыш гориллы имеет гораздо больше человеческих свойств, чем взрослая особь (Мечников И.И. Этюды о природе человека. М, 1908, с. 35). Этот процесс переноса на взрослый организм инфантильных черт эмбриона в биологии обычно обозначается термином “неотения”. 

Мечников также полагал, что человек как вид возник в результате некоего эволюционного скачка. Эта концепция неожиданного, скачкообразного возникновения новых видов в процессе эволюции в биологии обозначается термином “сальтационизм”. Предпосылки этой идеи Мечников усматривает уже в текстах Чарльза Дарвина. Признаки дисгармонии в человеке могут быть результатом именно такого рискованного скачка, хотя прямо Мечников об этом ничего не пишет.

Стоит, однако, оговориться, дисгармонию Мечников усматривал не только в человеке, но также в иных организмах. Связано это с тем, что естественный отбор согласно Мечникову вообще не всесилен и оставляет после себя множество огрехов, например, в виде рудиментарных органов. Тем не менее Мечников, похоже, полагал, что человек в наибольшей степени несет в себе черты дисгармонии. Приведу в связи с этим лишь один штрих — человеческие самки с трудом рождают своих детей, и это иногда вообще кончается для женщины летальным исходом (Там же, с. 68). А далее Мечников последовательно перечисляет черты дисгармонии в человеке, начиная от пищеварительной системы и кончая “социальным инстинктом”.

Дисгармонию в строении пищеварительной системы человека Мечников усматривал, в частности, в наличии у него аппендикса, который он не вполне справедливо рассматривал исключительно в качестве рудиментарного органа. А еще он считал во многом бесполезными и даже вредными для организма человека толстые кишки. По мнению Мечникова каловые массы, накапливающиеся там, отравляют своими токсинами организм человека (Там же, с. 43). И не случайно то, что Мечников был не против операций по удалению толстых кишок. Увы, но такого рода хирургические вмешательства приводили к печальным результатам, а именно к учащению актов дефекации и к жидкому стулу.

Глубоко дисгармоничной согласно Мечникову является также область, связанная с сексуальным поведением человека. В связи с этим он обращает внимание на присутствие у девушек девственной плевы, которая делает первую сексуальную близость болезненным процессом. У женщин болезненно протекает также процесс менструации. Кроме того, проблема состоит в том, что люди довольно рано оказываются способными иметь детей, то есть еще до того, когда они оказываются психологически готовыми вступить в брак. А еще сексуальный инстинкт достаточно часто подвержен извращениям, в частности, гомосексуализм представляет собой достаточно заметное явление в мире людей (Там же, с. 59, 73).

“Семейный инстинкт” также не является у человека надежной защитой от извращений, и это проявляет себя, в частности, в феномене детоубийства (Там же, с. 75). Столь же сомнительным оказывается “социальный инстинкт”, который не в состоянии эффективно предотвратить в человеческих обществах обширный феномен криминала (Там же. с. 80).

По мнению Мечникова религия не в состоянии справиться с проблемой дисгармоний в человеке. Она лишь констатирует в случае христианства греховность человека. Сама же попытка религии обосновать идею бессмертия души сочувствия у Мечникова не вызывала. Он считал эту идею беспочвенной спекуляцией (Там же, с. 119). Замечу в связи с этим то, что еще в гимназии Мечников имел кличку “Бога нет”, и он вполне оправдал ее до конца своей жизни. Скептично Мечников оценивал также возможности исправления дисгармоний в человеке, которые предлагает философия. Свои надежды на решение этих проблем Мечников возлагал исключительно на науку. 

Идею дисгармонии человека разрабатывали также некоторые известные философы. Иногда они вообще ставили человеку в пример животных. Так, французский философ Жан-Жак Руссо однажды заметил: “размышляющий человек — просто испорченное животное” (Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. М., 1998, с. 471). Французский философ-интуитивист Анри Бергсон также полагал, что природа, наделив человека разумом, внесла диссонанс в гармонию его инстинктов. 

Все эти соображения относительно дисгармоничности человека, о том, что он является ошибкой эволюции можно обозначить условным термином “теория декаданса”. Насколько я понимаю, сам этот термин ввел в обращение один из основателей “философской антропологии” ХХ века немецкий философ Макс Шелер. Сторонников у этой теории не очень много, поскольку она слишком уж плохо вяжется с теми феноменальными интеллектуальными и техническими успехами, которых достигла человеческая цивилизация сегодня. Тем не менее желающие рассмотреть человека в качестве примера “декаданса” находятся, и их не так мало, как можно было бы ожидать. 

Если же вернуться к Шелеру, то он выделял в человеке два фундаментальных начала — “жизнь” и “дух”. Согласно Шелеру к “жизни” относится все витальные, обусловленные биологией влечения человека. Поскольку человек является биосоциальным существом, к “жизни” относится также стремление делать карьеру. Что же касается “духа”, то это по Шелеру не только сфера общения с Богом, но также все высшие проявления природы человека, включая науку и искусство. При этом согласно Шелеру “дух” и “жизнь” ведут непримиримую борьбу друг с другом, в результате которой “дух” регулярно терпит поражение. В связи с этим Шелер развивал тезис о бессилии “духа”.

Но иногда “дух” все-таки побеждает. Нельзя, однако, сказать, что эти победы всегда несомненны. От себя замечу, что враждебность “духа” по отношению к “жизни” может принимать вполне безумные формы. История мировых религий знает немало таких примеров безумия. Это в том числе аскетические “подвиги” христианских святых, некоторые из которых простояли всю жизнь на столпе. Относительно побед “духа” приведу одно характерное высказывание Шелера из статьи “Человек и история”: “человек — это вид хищной обезьяны, постепенно заработавший на своем так называемом “духе” манию величия” (Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994, с. 86).


Шелер в этой своей статье упоминает еще одного человека, идеи которого лили воду на мельницу “теории декаданса” — это голландский анатом и биолог Людвиг Больк, который подобно Илье Мечникову полагал, что человек в процессе эволюции возник в результате неотении — перенесения на взрослую особь признаков зародыша. В данном процессе на взгляд Болька существенную роль сыграли гормональные нарушения. В целом свое отношение к феномену человека Больк сформулировал в следующем характерном высказывании: “человек — это инфантильная обезьяна с нарушением функций внутренней секреции” (Там же, с. 101).

Для широкой публики “теория декаданса” была изложена, в частности, английским поп-писателем Артуром Кестлером, который утверждал, что в процессе эволюции человека имел место некий просчет в организации нервной системы. На этот просчет Кестлер списывал очень многое в человеке, а именно склонность к массовым убийствам себе подобных, человеческие жертвоприношения, а еще — “шизофренический разрыв” между разумом и эмоциями, словом, все отклонения, которые не вписываются в представление о человеке как о гармоничном, разумном существе.

смотри статьи В. Мазаева и другие ссылки

Оpen Abilities Institute